Иваны, помнящие свое родство

     Начало очерка с экскурса в данность – не случайный плод фантазии автора, а взгляд из нашего настоящего в прошлое, изучением которого неустанно занимались (и занимаются) краеведы села. По их неголословному утверждению, татаро-монголы были в этих местах: проходили походом на Рязань или стояли станом, собирая и формируя войска.
     Учитель церковно-приходской, а позже Ратчинской средней школы Тихон Федорович Немолвин упоминал о какой-то крепости татар в этих краях. И если частые гости его дома спрашивали о далеком прошлом, то он иногда говорил: «Ну-ка, жена, помоги мне, подай тетрадочку для ответа на заданный вопрос». Его верная спутница жизни подавала необходимые записи. К сожалению, ни одна из его тетрадочек не сохранилась. Безвовратная потеря! Но хорошо известно: Немолвин считал, что название села произошло от двух слов – «рать» и «чинить». Правда, есть и другие версии. Но мне кажется достоверным именно это толкование: оно ближе к действительной истории села. Ведь здесь всегда жили воинственные люди.
     Что касается глагола «чинить», то, по словам старого краеведа, недалеко от его дома, за огородами, находились когда-то кузни. Сохранилось в селе и название дворов – Кузнецовы.
     Учителя истории в сельской школе были увлечены краеведением, ведь история-то рядом. Раньше при земляных работах нередко попадались старинные монеты. И в школе постепенно собралась из них коллекция. Фанатом же «монетизации» был учитель истории Николай Петрович Новиков. Зная его страсть, иной изобретательный ученик, стыдясь невыученного урока, приносил в школу такую монету. И его хитрость удавалась. Учитель уже не начинал урок, как обычно, с проверки домашнего задания, а подносил монету к окну, глядя как будто сквозь нее, тихо, задумчиво начинал необычный рассказ, словно сам жил в той глубокой старине, что и эта маленькая, невзрачная монетка. Класс завороженно слушал, а нерадивый ученик давал себе слово впредь никогда не огорчать Николая Петровича.
     Учительница истории Анна Степановна Назарова однажды принесла пятиклассникам на урок небольшой каменный топор, найденный на крутом склоне берега Становой Рясы между
селами Ратчино и Демкино. Почему он здесь оказался, этот маленький, даже изящный топорик? Как люди смогли столь тонко обработать камень, не имея необходимого инструмента? И наиболее любознательные и любопытные ребятишки отправлялись в «дальние страны» - за околицу. Нередко возвращались с удивительными находками, некоторые из них школа передавала в краеведческий музей. Учителя истории поощряли краеведческий энтузиазм учеников пятерками в журнале.
     Было бы несправедливо не вспомнить учителя литературы Михаила Григорьевича Горяченкова. Это его уроки, когда душа с душою говорит, формировали в детях тонкое понимание русской классической литературы и любовь к ней, умение грамотно, четко и интересно выразить свои мысли в сочинении. А чтение им на уроках произведений Михаила Шолохова завораживало: интонация, мимика, жесты напоминали манеру художественного исполнения народного артиста СССР Михаила Ульянова. Вот оно, выражение сути русской души и природного артистизма! Михаил Григорьевич воспитал сына – Юрия Михайловича, которым гордятся в Ратчинской школе. Получив золотую медаль, он поступил в технический вуз. Но судьба
распорядилась чрезвычайно интересно и неожиданно. Пройдя необходимую подготовку и выучив несколько языков, он работал послом вначале во Франции, затем в странах Востока.
     Детей притягивала, звала, манила завораживающая природа. Куда ни глянь – леса, простирающиеся чуть ли не до Мичуринска. Ребятишки бегали за грибами не только в свой, ближний лес, но и дальше – в соседний Буховской. А между этими лесами прежде располагалась песчаная поляна – Пески. И маленьким путешественникам казалось, что они добежали до самой пустыни Сахары. Здесь перекатывающийся ветром песок образовывал барханы, серебрились метелки ковыля… (Сейчас это место засажено сосной).
     А реки? Воронеж с его заливными лугами, богатейшей растительностью и, конечно, с бесценной корабельной сосной.
     Ратчино невозможно представить и без реки, которая проходит через все село. Разумеется, это Становая Ряса (Становая – значит главная, основная среди других Ряс, их всего пять). Ее исток у села Присечье Новодеревенского района Рязанской области, устье – река Воронеж Липецкой области. Становая Ряса, пройдя сто
километров пути, в одном километре от последних домов Ратчино отдает свои воды главнейшей, чем она, по природному назначению реке. В древности она служила основным транспортным путем. Ну, а Ратчино своим рождением обязано речке и лесу. Ведь именно в таких местах издревле селились люди.
     Замечательные сельские учителя истории и пламенные краеведы, о которых говорилось выше, ушли из жизни земной. Но передали эстафету своим ученикам. И среди них наиболее последовательным краеведом-отличником стал Серафим Анатольевич Гусев, который благодарен школе за то, что ее учителя разбудили в нем непреодолимую страсть к изучению родного края. (Интересно, сегодня, в условиях ЕГЭ, способны ли даже самые лучшие учителя увидеть, тем более вырастить в ученике исследовательский талант? Да еще по познавательным экскурсиям водить? Ведь им и так не хватает времени на зубрежку ответов по единому экзамену. Как здесь не вспомнить великого китайского мудреца Конфуция: «Учение без размышления бесполезно»).
     С.А. Гусев в прошлом году издал книгу «В поисках клада» - краеведческое исследование. Он считает, что его двоюродный брат Валерий Николаевич Гришаев, школьный библиотекарь с тридцативосьмилетним стажем, был для него в этой работе ценным консультантом. Автор взял эпиграфом к книге слова брата: «За давностью времен становится не видно, в каком веку что было, не говоря о дне. Бывает часто мне и горько, и обидно, что мы… не помним о своей родне».
     К счастью, в Ратчино живут Иваны, помнящие свое родство. Об этом свидетельствует и книга С.А. Гусева, написанная с большой любовью к малой родине. Он сам расскажет об этой книге в газете. Кто лучше автора сможет это сделать? Поэтому у меня иная задача: как я сама вижу, чувствую и буквально с первого взгляда полюбила людей и природу села – неповторимую и типичную, одухотворенную русскую красоту. Но без влияния Серафима Анатольевича и его книги, конечно, не обошлось. Его активная любовь к родным местам заражает каждого, кто с ним хоть раз поговорил.

     И все-таки об одном редком даре краеведа не могу не сказать. Серафим Анатольевич родился, рос и взрослел на родной земле. У него особое, личностное восприятие всего, что его окружает. Он получил знание малой родины от далеких и близких родных, семейного гнезда, от народных учителей, которых, увы, никогда уже не будет в условиях навязанных сверху школьных «реформ» (что имеем, не храним…). Краевед живет в космосе прошлого, настоящего и будущего истории. И поэтому смею считать, что многие догадки и открытия к нему приходят на уровне интуиции, подсознания. То есть его ум заполнен мудростью. А интуитивные технологии познания и взаимодействия с миром убедительны. И в подтверждение тому слова А. Эйнштейна: «Интуитивный разум – это священный дар, а логический ум – это верный слуга. Однако мы создали общество, которое чтит слугу и забыло о даре».

          далее... Здесь жизнь житействует!