"Семь" и "Я"

     Слово "семья" состоит из двух частей : "Семь" и "Я" - это означает, что каждый человек должен знать свой род от своего рождения до седьмого поколения.
     Я тоже сделал эту попытку. В первую очередь собрал имена своих предков за 1850-1856 год.
     Село в то время называлось Дельховое. Церковь - Архангельское, по имени святого Михаила Архангела. Село входило в Лебедянский уезд Тамбовской губернии.
     Проживали здесь государственные крестьяне-однодворцы, то есть они не были крепостными, а жили общиной и выполняли государственные работы.
     Население было гораздо больше, чем сейчас, судя по тому, что ежегодно рождалось 40-60 детей. А венчалось 10-20 пар.
     В 1855 году в селе была эпидемия оспы. За июль-декабрь тогда умерло 76 детей до 8 лет. Кстати сказать, как выражался мой отец, людей, умерших от эпидемий, хоронили на специальном кладбище, сейчас там огороды.
     Я обратил внимание на интересную запись. В феврале 1856 года в Архангельской церкви венчались Ранненбургский купец Петр Степанов в возрасте 20 лет с дочерью Лебедянского купца Окраева. Свидетелем был сын Данковского купца Абрама Попова. Что заставило венчаться именитых людей в селе Делеховое?
     В то время в состав села входили Путятинские и Делеховские выселки. В последствии Путятинские выселки вошли в состав села Путятино. А вот где были Делеховские выселки? Тоже очень интересно. Священником был Василий Стоянов. Кстати сказать, фамилия Стоянов чисто болгарская, да и священник писал корявым почерком. Вроде как не русский.
     Какие имена давали детям более 150 лет назад? Иван, Данил, Сергей, Василий, Николай. Были и такие: Иосиф, Никанор, Абакум, Евсей, Савелий, Кирсан, Матрена, Агафья и совсем непонятные : Сторанада, Гликерия. Фамили наших предков сохранились до сего времени : Ширнины, Быковские, Мячины, Чичкины, Холоповы и т.д.
     Необходимо отметить, что в деревне жителей больше знают по родам, хотя фамилии одинаковые. Так, фамилию "Мячин" носят рода (по двору) : Грузинцовы, Тихоновы, Глазковы, но в родстве до 1850 года и последующие годы они не состояли. Когда-то они, видимо, произошли от одного предка, потом разошлись по общинам-родам.
     В другом источнике я обнаружил, что фамилия "Мячин" произошла не от слова "мяч", а от слова "мячить" - говорить непонятно, картавить. Это слово распространено в Псковской и Новгородской областях, откуда и в начале XVII века пришли на нашу Липецкую землю в Добровский край люди. Село Делеховое ведет отчет от 1636 года.
     Общинный строй XVIII перешел к моим предка XIX века. В период 1910-1925 годов мои дед, прадед и их дети жили в двух домах общины. Работали в основном в поле, брали в аренду земли в волости (ныне администрация села) и сеяли рожь, пшеницу, просо, сажали арбузы. Жили по тем временам зажиточно: имели несколько лошадей, коров и конную молотилку.
По очередно женщины готовили на этот маленький колхоз еду. В первую очередь кормили мужчин, затем женщин , а уж потом детей. Перед коллективизацией разделились, и все стали бедными, поэтому их не "кулачили".
     Хотелось отметить одну деталь быта крестьян начала XX века.
     Мой дед с детьми жил отдельно от своей матери(она - через три дома). Когда садились кушать он доставал первый кусок мяса из блюда, и отдавал сыну(моему будущему отцу), и тот относил его своей бабушке. Неправда ли, хороший пример для современных сыновей?!


          краевед-любитель В.Мячин с.Делеховое (